В большинстве случаев поступление ребенка в детский сад сопровождается проблемой его адаптации, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Родители и воспитатели считают, что главное – навыки самообслуживания: просится ли на горшок, умеет ли сам одеваться и кушать. Да, это важно. Но не менее важен вопрос о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка.
Поэтому проанализируйте: был ли у вашего малыша опыт расставания с мамой? Какова была его реакция? Общается ли с другими взрослыми и детьми? Умеет ли обратиться за помощью, в случае необходимости? Насколько сами родители открыты и коммуникабельны? Ходите ли в гости?
Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи является не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Интересный факт: чем раньше ребенок попадает в коллектив, тем легче он адаптируется. И в будущем вырастает более коммуникабельным и дружелюбным. Но, с другой стороны, в возрасте до 3 лет формируется эмоциональная привязанность ребенка к матери, как залог умения в будущем любить, устанавливать близкие, эмоционально теплые отношения с другими людьми.
Поэтому оптимальный возраст для поступления в детский сад 3 - 3,5 года. Ребенок становится более самостоятельный, имеет навыки самообслуживания, у него возникает естественное желание сепарироваться (отдалиться) от матери, общаться с другими с детками.
Средний период адаптации для ясельной группы -- 7--10 дней, в младшей -- недели три, а в старшей -- больше месяца. Мальчики адаптируются, как правило, тяжелее. Впрочем, в любом правиле бывают исключения. Ведь каждый малыш -- индивидуальность. Имеет значение даже тип темперамента: легче вливаются в коллектив холерики, сложнее -- флегматики. Многое зависит и от отношений в семье: конфликты всегда неблагоприятно влияют на развитие и психику ребенка. И, конечно же, на адаптацию.
В каких случаях лучше повременить с поступлением в детский сад?
Если в доме менее чем полгода назад родился младший ребенок. В любом возрасте появление младшего вызывает стресс, травмирует ребенка. Малыш воспримет ситуацию так: появился брат/сестра, от меня хотят избавиться. И очень переживает. Иногда бывает необходима помощь психолога.
Если родители разводятся. Часто малыш считает себя виновником развода (он фантазирует, что плохо себя вел и поэтому папа ушел). И делает "вывод": если меня бросил папа, значит может бросить и мама (отдала в детский сад - значит бросила).
После серьезного заболевания. Важно, чтобы ребенок окончательно окреп.
Если нет необходимых навыков самообслуживания. Ребенку сложно: его будут постоянно подгонять, смеяться, если он что-то не умеет -- а он комплексовать и расстраиваться.
Если очень остро проходит кризис трех лет. Когда идет психологическое становление его личности, важно не "сломать" ребенка.
На протяжении полугода после любых важных изменений в семье, не спешите.
Как подготовить малыша к поступлению в детский сад?
Заранее рассказывайте, что такое садик, что там делают дети, кто такая воспитательница. Говорите мвоему малышу, как хорошо, что он уже большой и может идти в коллектив.
Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
Повысить роль закаливающих мероприятий.
Оформить в детский сад поближе к месту жительства.
Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание.
Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
|
Игры с детьми в период адаптации
"В нашей группе" - успокоить малыша, назвать по имени, прикоснуться (тактильное взаимодейтсвие).
"Принеси" - учить детей находить в группе известные игрушки (куклу, зайчика, мишку), развивать внимание, активность.
"Поехали" - развивать ритм, соотносить с движениями рук, создавать условия для эмоционального настроения.
"Каша для куклы" - поощрять желание выполнять определенные действия согласно тексту потешки, проявлять заботу о кукле.
"Мишка косолапый" - формировать у малышей ходьбу врассыпную с показом действий мишки, создать положительную эмоциональную атмосферу.
"Покажи носик" - развивать речь и мелкую моторику рук, находить на лице названную часть (нос, глазки, ротик, щечки и др.)
Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие – нешуточно плачут, как только закрывается дверь за мамой или дедушкой. Почему некоторые дети при поступлении в ясли отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем и детьми, а другие с первых дней чувствуют себя как «рыба в воде»?
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми незнакомыми людьми могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Малыш может принять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным и мягким. Многое зависит от нас, педагогов. Мы берем на себя ответственность за душевный комфорт ребенка, его психологическое и физическое развитие, радостное восприятие нового образа жизни.
Существует 4 степени адаптации:
-Легкая (от 3-х до 5 дней) - ребенок весел, жизнерадостен, подвижен, активен, охотно играет с детьми.
-Средняя (до 3-х недель) - малыш сдержан, спокоен, просится на руки, иногда задумчив, замкнут.
-Усложненная (до 5-и недель) - легкая плаксивость, хныканье, безразличен к играм, плач за компанию.
-.Дезадаптация (более 5-и недель) - сильный плач, подавленное настроение, с детьми и взрослыми не контактирует. В этом случае потребуется помощь психолога или медика, небольшой отпуск (перерыв).
"А Я туда не пойду!"
Наконец-то вы получили для сына или дочери место в детском саду. Радуетесь тому, что теперь у вас будет больше времени, а ребенок заявляет: "Я туда не пойду". Вы начинаете нервничать... Как себя вести? Не обращать внимания или ... все-таки лучше уступить и подождать? И как долго ждать???
- Скажу откровенно, что здесь две стороны медали: чем младше ребенок, тем адаптация (привыкание) проходит легче, но малыш может чаще болеть, поэтому закаляем ребенка с ранних лет, еще до поступления в дошкольное чреждение.
- Главное - положительный настрой ребенка к детскому саду. Расскажите ему, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Хорошо прийти погулять на участок, пообщаться с детьми и воспитателем в спокойной обстановке. Рассказать родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, подчеркнуть, что сын или дочь уже большие и скоро будут ходить в десткий сад!
- Отрыв от мамы - это громадный шаг в развитии. Почти у всех детей в этот период возникают большие или маленькие проблемы, следовательно, создаем ситуации, когда маме нужно куда-то уйти и с малышом остается другой человек - родственник, подруга и т.д. Позже разлука с мамой будет восприниматься спокойнее.
- Многие мамы тяжело переносят разлуку и это нормально!
Главное, не показывать своих страхов, опасений и тем более слез ребенку. Малыш отлично это чувствует, значит ребенка в детский сад желательно отводить отцу или бабушке. Расставания проходят не столь драматично, а то и вовсе спокойно.
- Как правило, возникают трудности в привыкании к режиму, хорошо рассказывать, а еще лучше "проигрывать" дома режимные моменты, как-то: утренняя гимнастика, завтрак, игра, прогулка, дневной сон и т.д. В этом случае ребенок будет чувствовать себя уверенно.
- Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего малыша: аллергия на какие-либо продукты, медикаменты, вредные привычки.
- Приготовьте "РАДОСТНУЮ КОРОБОЧКУ", складывая туда недорогие вещи, знакомые ребенку - маленькую книжку с картинками, красивую бумажную салфетку или небольшую игрушку, которую он может взять с собой в группу.
- Разработать с малышом несложную систему прощальных ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ - погладить по головке, поцеловать в щечку, помахать рукой, только процесс расставания не затягивать, как бы нам этого не хотелось!
-И все же... Если ребенок плачет, будьте настойчивы, четко скажите ему, что вам надо уйти (на работу, в магазин или в больницу), но вы обязательно за ним придете!
- Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до ПОЛУГОДА, поэтому рассчитывайте свои силы, возможности и планы - относитесь к малышу более терпимо и внимательно!
- И последний совет - если что-либо волнует вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками (воспитателем, заведующей, методистом).
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО И УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ!!!