Наталья Петровна Ильницкая - учитель-логопед.
Стаж работы 40 лет, Отличник народного просвящения РФ.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ ПЛОХО
Современный ребенок 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырёх до пяти тысяч слов. Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развёрнутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексико – грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния: - частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя и т.п.) - глаголов, выражающих уточнённость действий (лакает, лижет, грызёт, откусывает, жуёт – всё выражается словом «ест»); - приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.д.); - антонимов(гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, густой – жидкий и т. п.); - относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишнёвый, грушевый, земляничный и т. п.); В грамматическом строе распространены ошибки: - в употреблении предлогов в, к, с(со), из-под, из-за, между, через, над («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки» и т. п.); - согласование различных частей речи («Подошел к два коня», «Заботился о ёжика»); - построение предложений («Шёл Петя грибы лес собирать»). В фонетическом плане дети: - неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твёрдые, звонкие - глухие, а также звуки с-ш, з-ж, ть-ч, сь-щ, л-р и т.п.; - искажает слоговую структуру и звуконаполняемость слов; - не могут воспроизвести ряд слов, близкие по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба, та-кта, фта-кта,, та-тя). В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако развёрнутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием чёткости, последовательности изложения, а не причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: -нарушены внимание и память; - нарушены пальцевая и артикуляционная моторика; - недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырёх предметов после их перестановки, не замечают неточности в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Ещё труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объёме пространные неконкретные объяснения педагогов, длинные инструкции. Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого нёба, губ, нижней челюсти. Артикуляция всех звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные органы образуют смычки и щели между собой или с подвижными органами – нёбом и зубами. Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А,В,Антакова-Фомина, М.И.Кольцова, Е,И,Исенина). Они установили, что если движение пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстаёт, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети ложку держат в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. п. И последнее. Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные наоборот – вялость, апатию. Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать всё наоборот), обидчивости. Мы постоянно ищем подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Пребывание детей в детском саду создает благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи. По форме занятия могут быть фронтальные (со всей группой) и индивидуальные ( с отдельными детьми). Иногда воспитатель объединяет несколько детей с одинаковым нарушением речи и проводит упражнения с подгруппой детей. Работа по формированию речи может осуществляться как на специальноорганизованных занятиях, так и вне их (на прогулке, во время режимных процессов и т. д.). Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к занятиям, поэтому проводить их надо в увлекательной игровой форме. Задания должны быть доступны детям и располагаться в порядке нарастающей сложности. Необходимо, чтобы воспитатель в процессе работы с детьми объективно и тактично оценивал успехи каждого ребенка и привлекал к ним внимание его товарищей. В начале учебного года воспитатель обследует речь каждого ребенка, выявляя при этом: Ф) общее речевое развитие; Б) четкость артикуляции и темп речи; В) особенности нарушения произношения. Важно, чтобы сам воспитатель владел четкой и грамотной речью и умел слышать недостатки в речи своих воспитанников. В специальной речевой карте, которую заводят на каждого ребенка, указывается, пользуется ли ребенок развернутым предложением, каков словарный запас слов, грамматическое оформление речи, дается оценка внятности речи, её темпа (замедленный, убыстренный). Хорошо отметить сохранность физического слуха. Далее указывается основные виды нарушений звукопроизношения (пропуск, замена, искаженное произношение звуков), отклонения в лексико-грамматическом развитии. В младших и средних группах работа по исправлению речи проводится в основном индивидуально и подгруппами. В старшей, помимо этого, используется фронтальная организация детей. Формирование правильной речи начинают уже в первой младшей группе(3-й год жизни). Важно научить детей чётко громко (тихо), быстро (медленно) произносить гласные звуки и простые по артикуляции согласные: а, о, у, ы, и, э, п, м, н, т, к, в, ф, и др. С первых занятий широко используются игровые приемы и наглядность. В работах М.Г.Генинг, Н.А.Герман и др. рекомендуется знакомить детей с гласными звуками с помощью «Сказки о Весёлом язычке» и только потом переходить к артикуляции этих звуков по «Сказкам Веселого язычка». У детей 3 – летнего возраста недостатки произношения некоторых групп звуков оправданы возрастными физиологическими особенностями несовершенства артикуляционного аппарата. Поэтому уже на данном этапе важно тренировать мышцы языка, губ, мягкого неба, челюстей, чтобы активизировать работу речевого аппарата. Большое значение для развития речи имеет хорошо поставленное речевое дыхание: оно помогает лучшему звучанию голоса, установлению плавности речи, переходу от одной тональности к другой и т.д. Во второй младшей группе необходимо начинать учить детей слушать и слышать собственную речь и речь окружающих. Поэтому развитию слухового внимания в младших группах должно уделяться достаточно времени. Разработана целая серия игровых упражнений для развития артикуляционной моторики, фонематического слуха, закрепления имеющихся у ребенка звуков (М.Ф.Фомичева, В.В.Гербова, А.И.Максаков и др.), которые воспитатель может широко использовать в своей работе. В средней группе (5-й год жизни) речевые возможности детей значительно возрастают: ребенок правильно передает структуру и звуконаполняемость более сложных слов, различает многие формы на слух в чужой речи, после кратковременного обучения выделяют из слова, подбирают слова на заданный звук и т.д. В средней группе работа по развитию звуковой культуры речи проводится в следующих направлениях: А) развитие слухового внимания; Б) развитие фонематического слуха; В) закрепление правильного произношения звуков С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль, Р, Рь; Г) выработка четкой дикции, умеренного темпа речи; Д) обучение произношению слов с соблюдением норм литературного произношения и правильного ударения. Воспитатель широко пользуется различными игровыми упражнениями, которые помогают закреплять у детей навыки правильного произношения, развивать фонематический слух. Всё это является необходимым условием для подготовки детей к звуковому анализу и синтезу. В старшей группе (6-й год жизни) занятия по формированию звуковой культуры речи проводятся один раз в месяц. Отдельные виды работы (выработка дикции, интонационной выразительности, речевого дыхания и т.д.) включаются в общие занятия по развитию речи. На этом этапе продолжается работа по закреплению появившихся у ребенка звуков и их дифференциация со смешиваемыми звуками Особое внимание уделяется различению на слухи в произношении шипящих и аффрикат, а также сеноров (твердых и мягких вариантов). Дети не только тренируются в правильном и четком произнесении слогов, слов, предложений, но и заучивают рассказы, стихи, насыщенные данными звуками. Развивая фонематический слух, речевое дыхание, четкую дикцию, воспитатель использует различные потешки, скороговорки, речевые игры и варианты словесных упражнений. В старшей группе дети усваивают термины «слово», «звук», выполняют простейший анализ слов различной звуковой структуры, учатся произносить слова с переносным ударением, находить ударение в словах, названных воспитателем. Регулярно (1-2 раза в неделю) воспитатель проводит утром или во второй половине дня специальные «упражнения на слова» (ребенок слушает слово и называет звуки из которых оно состоит), рассчитанные на 5-7 минут. Эти упражнения воспитывают у детей умение вслушиваться в звуковой состав слова, что облегчает освоение навыков звукового анализа.